Folia Petropolitana 2 (1.2013)
Сборник материалов Вторых богословских чтений в память о. Бернардо Антонини - «Неизменная новизна веры во Христа: актуальность Второго Ватиканского Собора».
Содержание
О старом и новом. Святоотеческая традиция и экклезиологическое обновление на Втором Ватиканском Соборе
Даниэле Джанотти
Резюме:
Второй Ватиканский Собор дал оценку обращения к святоотеческому преданию, важность которого особенно подчеркнута в Конституции о Церкви Lumen gentium. Поступая таким образом, Собор интегрировал целый ряд концептов тех богословских течений, которые в ходе нескольких предшествующих десятилетий (в том числе через преодоление препятствий) определили, что «возвращение к истокам» (библейским, литургическим, патристическим…) есть фундаментальный путь обновления богословия и самой Церкви, в частности, для перспективы серьезного экуменического движения. Статья показывает, как Собор открывался для восприятия ressourcement и как, вследствие этого, святоотеческая мысль наложила отпечаток на экклезиологическую рефлексию Собора.
Ключевые слова: Второй Ватиканский Собор, экклезиология, Lumen gentium, святоотеческое богословие, ressourcement.
The old and new. The patristic tradition and the renewal of ecclesiology in the Second Vatican Council
Daniele Gianotti
Abstract:
The Second Vatican Council considered a return to the patristic tradition. The importance of this consideration can especially be seen in the Dogmatic Constitution on the Church Lumen Gentium. In doing so, the Council integrated a whole series of concepts from theological currents that during the past few decades (even in the midst of many obstacles) established that a “return to the roots” (be it biblical, liturgical or patristic) would be a fundamental way to renew theology and the Church itself. This is especially true in the context of a serious ecumenical movement. The article shows how the Council was gathered for an assessment of this ressourcement and how, as a result, the thought of the Fathers of the Church made an impact on the ecclesiological reflection of the Council.
Keywords: Second Vatican Council, ecclesiology, Lumen Gentium, patristic theology, ressourcement
Второй Ватиканский Собор – совершенствование Первого Ватиканского и Тридентского Соборов
Мариано Хосе Седано Сьерра
Резюме:
Решение Тридентского собора не определять экклезиологических вопросов из-за отсутствия согласия впоследствии вызвало проблемы и противоположные тенденции (римский централизм и галликанизм). Первый Ватиканский собор, который не был завершен, догматически определил примат Папы и безошибочность его Учительства. Однако из-за приостановки работы Собора остался открытым вопрос о подлинной природе Церкви. Только Второй Ватиканский Собор, подойдя к вопросу в другом ракурсе и с другим богословским взглядом, смог показать истинное отношение между вселенской Церковью и поместными церквями, между Папой и епископами, подчеркнув также природу Церкви (тайна, сакраментальность, общение) и миссию Церкви в мире, которому она служит, не осуждая его (Syllabus и Gaudium et spes).
Ключевые слова: экклезиология, примат Папы, Первый Ватиканский Собор, безошибочность Учительства Папы, религиозная свобода, Предание и его развитие
The Second Vatican Council as a development of the First Vatican Council and the Council of Trent
Mariano José Sedano Sierra
Abstract:
The decision made during the Council of Trent not to tackle ecclesiological issues due to lack of agreement created future problems and opposing tendencies such as Roman centralism on the one hand and Gallicanism on the other. While still being in session, the First Vatican Council dogmatically defined papal primacy and infallibility. However, since the Council was interrupted, the issue of the actual nature of the Church was left open for discussion. Having a different approach and theological outlook, it was only the Second Vatican Council that was able to show the true relationship between the Universal Church and local churches, that is, between the pope and the bishops. It also underlined the nature of the Church (i.e. its mystery, sacramental nature, communion, etc.) as well as its mission in the world – a world it serves but does not condemn (Syllabus and Gaudium et spes).
Keywords: ecclesiology, papal primacy, First Vatican Council, papal infallibility, religious freedom, Tradition and its development
Единение человека с Богом и единство всего рода человеческого. Второй Ватиканский Собор о спасении
Аленка Арко
Резюме:
Статья представляет основные черты учения Второго Ватиканского Собора о спасении, а также их развитие в послесоборном богословии. Спасение рассматривается как сакраментальная реальность, а именно, оно представляет собой внутреннее, глубокое действие трансцендентного Бога, Который являет Себя во внешней, видимой реальности. Более того, сакраментальное восприятие спасения дает целостное понимание конечного предназначения человека, объемлющее все сферы его жизни, как духовную, так и телесную. Собор также подчеркивает социальный аспект жизни человека: спасение это общинное событие. Кроме того, Бог хочет спасения всех, поэтому речь идет и о вселенском характере не только спасительной воли Бога, но и возможности ее осуществления, а именно, о возможности спасения нехристиан.
Ключевые слова: сотериология, христоцентризм, сакраментальность, общинный характер человеческой жизни, вселенский замысел спасения, спасение нехристиан
The union between man and God and unity of the human race. The teaching of the Second Vatican Council concerning salvation
Alenka Arko
Abstract:
The article presents a basic outline of soteriology according to the Second Vatican Council as well as its theological development after the Council. Salvation is seen by the Council as a sacramental reality, i.e., a deep inner act of the transcendental God, who uses outward visible reality to express it. Moreover, the sacramental perception of salvation allows for a concrete and all-encompassing - both spiritual and corporal - understanding of the ultimate vocation of man. The Council also underlines the social aspect of the human life: salvation is a social event. God wants salvation for all. Therefore, the reflection deals with universal character not only of God's will but also of the possibilities of its realization, i.e., of the possibilities of salvation for non-Christians.
Keywords: Second Vatican Council, salvation, christocentricity, sacramentality, social character of human life, universal plan of salvation
Диалог между «детми Авраама» в свете «Поэмы о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского
Стефано Мария Капилупи
Резюме:
В статье анализируется христианская идея кеносиса у Достоевского в том виде, в каком она появляется в его романе «Братья Карамазовы» и больше всего в «Поэме о Великом Инквизиторе». Развивая эту идею, автор статьи намерен представить ее в связи с проблемой межрелигиозного диалога. Трагедия Великого Инквизитора связана с соотношением иудейской души и души только «христианской» в самом христианстве. В связи с этим, рассматривается также и некое естественное пересечение этой проблемы с эсхатологической проблемой соотношения некоего возможного и исключительного христианского «уже» и некоего возможного и исключительного иудейского «еще нет». С одной стороны, эсхатологическое присутствие иудейского народа напоминает христианам о том, что оба народа Божии вместе с исламским народом в действительности еще ждут полного осуществления Царствия Божьего, и что радость о Воскресении Христовом не может и не должна вычеркнуть стремление к более справедливому и человеческому миру. С другой стороны, оно говорит о том, что, в некоем смысле, прежде чем быть благодарным за Воскресение Христово и за перспективу общего воскресения, верующий христианин может и должен быть благодарным Богу за дар самой жизни.
Ключевые слова: межрелигиозный диалог, Достоевский Федор Михайлович, «Братья Карамазовы», кеносис, эсхатология.
The dialogue between “Children of Abraham” in the light of Fyodor Dostoevsky's “Poem of the Grand Inquisitor”
Stefano Maria Capilupi
Abstract:
The article looks at the Christian concept of kenosis as it was formulated by Dostoevsky in his novel “Brothers Karamazov” and most of all in the “Poem of the Grand Inquisitor”. In developing this concept, the writer of the article presents it in the context of an interreligious dialogue. The tragedy of the Grand Inquisitor has to do with the relationship between a “Judaic” soul and a just “Christian” soul within Christianity. In this connection, the natural overlap between this issue and the eschatological relationship of the possible and exclusive “already” of Christians and a certain possible and an exceptional “no” of Jews is also analyzed. On one hand, the eschatological presence of the Jewish people reminds Christians that both people of God, along with the Muslim people, are in reality still waiting for the full realization of the Kingdom of God. It also reminds Christians to rejoice in Christ's Resurrection, which must not rid one of the desire for a more just and humane world. On the other hand, this issue in a way tells one that before giving thanks for the Resurrection and the possibility of everyone's resurrection a Christian can and must thank God for the very gift of life.
Keywords: interreligious dialogue, Fyodor M. Dostoevsky, “Brothers Karamazov”, kenosis, eschatology
Пастырская устремленность Второго Ватиканского Собора и его реформаторская концепция рефлексии в практическом богословии Католической Церкви
Андрий Олийнык
Резюме:
В статье анализируется пастырская устремленность Второго Ватиканского Собора как последнего в современной истории собора Католической Церкви, благодаря которому Церковь по-новому осознала свою миссию в современном мире, открываясь его достижениям и тем самым формируя интенсивный диалог с современным человеком с помощью активизации евангелизационной деятельности. Благодаря соборной концепции общего священства всех верующих, миряне начали принимать непосредственное участие в реализации пастырских и миссионерских задач, инициированных церковной иерархией. Кроме того, автор статьи обращает внимание на важный новаторский элемент, которым Второй Ватиканский Собор обогатил современное богословие, – т.н. пастырско-богословскую рефлексию, под которой понимается богословская интерпретация жизненного опыта человека. При этом она помогает открыть вечный смысл, задачи и вызовы жизни христианина в современном мире - пространстве, где обитает и действует Сам Бог.
Ключевые слова: Второй Ватиканский Собор, практическое богословие, пастырство, евангелизация, царственное священство верующих, пастырско-богословская рефлексия
The pastoral aspirations of the Second Vatican Council. Council's reformatory concept of reflexion in the practical theology of the Catholic Church
Andrei Olynik
Abstract:
The article analyzes the pastoral aspirations of the Second Vatican Council, as the last Council of the Catholic Church in the modern history. Thanks to it the Church anew realized her mission in the modern world, opening his achievements, and thereby forming an intensive dialogue with the modern man by activation of the evangelistic activities. Thanks to Council’s concept of the common priesthood of all believers, the laity began to take direct participation in the implementation of the pastoral and missionary tasks initiated by the Church hierarchy. In addition, the author draws attention to the important innovations that Second Vatican Council enriches modern theology. This is the pastoral-theological reflection, which is understood as a theological interpretation of life experience. In this case, it helps to open the spiritual meaning, objectives and challenges of Christian life in the modern world, because this is the space where God is permanently present.
Keywords: Second Vatican Council, practical theology, ministry, evangelization, the royal priesthood of the faithful, pastoral-theological reflection
До и после Inter mirifica: Вселенская Церковь перед вызовами социальной коммуникации
Виктор Михайлович Хрул
Резюме:
В статье описывается история и анализируется современное состояние отношений Католической Церкви со средствами социального сообщения в контексте Учительства Церкви, разработанного на Втором Ватиканском Соборе и развитом в последующие годы в ряде документов Папского совета по социальным коммуникациям и посланий понтификов.
Ключевые слова: социальные коммуникации, Второй Ватиканский Собор, Inter mirifica, инфоэтика
Before and after the Inter Mirifica: The Universal Church with regard to the challenges of modern social communication
Viktor Mikhailovich Khroul
Abstract:
The article describes the history of the Catholic Church and modern social communication in the light of the Church's teachings, while also analyzing the current relationship between them. The guiding principles were formulated by the Second Vatican Council and developed afterward in a series of documents presented by the Pontifical Council for Social Communication and various messages from popes.
Keywords: social networking, Second Vatican Council, Inter Mirifica, information ethics
Святость Народа Божьего в Догматической Конституции о Церкви Lumen gentium
Алексей Яндушев-Румянцев
Резюме:
Догматическая Конституция о Церкви Lumen gentium Второго Ватиканского Собора уделяет особое внимание такому вопросу, как всеобщее призвание к святости. Вселенское измерение данного призвания отражается в жизни как всего Народа Божьего, так и каждого её члена в отдельности. Тема святости всегда актуальна для всех, кто не равнодушен к собственному спасению, к настоящему и будущему нашей Церкви, к проповеди Благой Вести ради спасения душ. Благодаря отцам Собора частично замутнившееся в ходе веков понимание вопроса святости христианина вновь обретает свою первозданную свежесть и полноту. Соборный документ учит, что всякий сын и всякая дочь Божия, вне зависимости от своего общественного положения, призваны Самим Господом к следованию по пути освящения. Всех нас Господь любит единою милосердною Любовью, и Он является тем единственным Путём, Который чрез Истину ведёт нас всех к Жизни вечной.
Ключевые слова: святость, всеобщее призвание, спасение, Народ Божий, Lumen gentium, Второй Ватиканский Собор
The holiness of People of God according to the Dogmatic Constitution on the Church Lumen Gentium
Alexey Yandushev-Rumyantsev
Abstract:
The Dogmatic Constitution on the Church Lumen Gentium gives special attention to the universal call to holiness. The universal dimension of this call is reflected both in the life of all People of God as well as in each of its members. The issue of holiness is always relevant for everyone, who is not indifferent to his own salvation, the present and the future of our Church, and the evangelization for the sake of salvation. Owing to the fathers of the Council, the conception of salvation, which was slightly blurred by time, again assumes its original freshness and fullness. The conciliar constitution teaches that despite their social status, every son and every daughter of God is called by the Lord himself on the path to holiness. God loves us all with an equally compassionate love. He is the only Path, which leads us to life eternal through Truth.
Keywords: holiness, universal calling, salvation, People of God, Lumen Gentium, Second Vatican Council
Второй Ватиканский Соборю Взгляд ленинградского католика
Александр Константинович Шикер
Резюме:
В статье описана жизнь католической общины Ленинграда в 60-80-ые годы ХХ века. В приходе служили два священника: Иосиф Казлас и Ян Буткевич. Все происходящее в единственной на Северо-Западе России католической церкви контролировал Уполномоченый по делам религии. О жизни Ватикана знали мало. Во время Второго Ватиканского Собора возник диалог Русской Православной и Католической церквей. В 1965 году в Ленинград по приглашению Русской Православной Церкви прибыла делегация Папского Совета по содействию христианскому единству во главе с епископом Йоханнесом Виллебрандсом. На торжественных католических богослужениях выступали с краткими проповедями православные иерархи. Подробные сведения приведены по документам нескольких архивов.
Ключевые слова: католической Церквовь Ленинграда в 60-80-ые годы ХХ века, Приход Лурдской Матери Божьей, екуменизм
The Second Vatican Council through the eyes of a Catholic from Leningrad
Alexandr Konstantinovich Shiker
Abstract:
The article describes the life of the Catholic Church in Leningrad during the 60's – 80's of the 20th century. The parish in Leningrad had two priests: Joseph Kazlas and Jan Butkiewicz. Everything that occurred in the only parish of North-Western Russia was controlled by the commissioner for religious affairs; little was known about the life of Vatican. During the Second Vatican Council a dialogue emerged between the Russian Orthodox Church and the Catholic Church. In 1965, a delegation of the Pontifical Council for Promoting Christian Unity led by Johannes Willebrands came to Leningrad, having been invited by the Russian Orthodox Church. Russian Orthodox hierarchs gave short speeches during the solemn Masses. The article includes detailed information that was retrieved from several archives.
Keywords: Catholic Church in Leningrad during the 60's – 80's of the 20th century, Our Mother of Lourdes parish, ecumenism