История семинарии (1918 — 2000 г.)
В 1918 году Митрополитальная Духовная семинария была закрыта, ее здание "временно" отобрано для размещения красноармейского госпиталя, а впоследствии, как водится, не возвращено. Уже в 1919 году в Могилевской архиепархии ощущался острый недостаток священнослужителей — вместе с митрополитом Эдуардом Роппом из страны было изгнано 68 священников, некоторые были заключены в тюрьму, иные не вернулись из-за границы. С каждым последующим годом ситуация становилась хуже. В итоге, было принято решение об открытии тайной семинарии. По поручению администратора Могилевской архиепархии архиепископа Иоанна Цепляка, ее организовал священник Антоний Малецкий, ставший ее ректором. Занятия проводились в здании больничного корпуса бывшей семинарии. В ней обучалось 10 воспитанников, официально работавших в государственных учереждениях. Несмотря на конспиративный характер учебного заведения, о чем пишет в письме статс-секретарю Ватикана кардиналу Гаспарри архиепископ Цепляк, в Справочнике (схематизме) Могилевской архиепархии за 1923 год, напечатанном в типографии "Красный Агитатор" тиражом 500 экземпляров, давалась не только информация об этом учебном заведении, но и персональный состав ее руководства. Ее инспектором был о. Павел Ходневич, духовным отцом о.Антоний Василевский, управляющим о.Лукиан Хвецько, среди преподавателей был о. Константин Будкевич. Все они некогда преподавали в Архиепархиальной семинарии.
В марте 1923 года архиепископ Иоанн Цепляк и еще 14 петроградских священников, среди них и ректор семинарии Антоний Малецкий, были арестованы. Им было выдвинуто обвинение в контрреволюционной деятельности, которая была выражена в противодействии декретам о национализации церковного имущества. После нескольких дней разбирательства архиепископ Иоанн и о. Константин Будкевич были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу, остальные к тюремному заключению от трех до десяти лет. Вскоре, вследствие многочисленных протестов из-за границы, высшая мера архиепископу была заменена на десять лет тюремного заключения, а через год он выехал из СССР по обмену на польских коммунистов.
После ареста священников и закрытия храмов, занятия семинарии были перенесены на квартиру ее нового ректора о. Михаила Рутковского. Однако и он был вскоре арестован. Большинство семинаристов в 1923-24 годах выехало в Польшу, только двое — Юлиан Цимашкевич и Болеслав Юревич окончили курс и были тайно рукоположены в апреле 1926 года единственным католическим епископом в СССР 77-летним Антонием Церром, с 1902 года живущим на покое в поселке Зельц, недалеко от Одессы. Священник Юлиан был практически сразу арестован в Москве, а о.Болеслав в течении двух лет являлся настоятелем трех петербургских церквей, но в октябре 1929 года был так же арестован. Оба священника были расстреляны.
В мае 1926 года находящийся в СССР посланник Ватикана епископ Мишель д`Эрбиньи встретился с председателем комиссии по религиозным делам при Наркомюсте Смидовичем, одним из результатов беседы было устное согласие на открытие в Одессе богословских курсов для подготовки священников. Стоит сказать, что именно в Одессу в 1918 году была переведена Саратовская Духовная семинария, которая действовала до 1924 года. 24 октября, для преподавательской деятельности в будущей семинарии, в Одессу прибыли двое священников из Общества Иисуса — о. Йозеф Швайгль и о. Йозеф Ледит (из Австрии и Канады). Видимо в дальнейшем планы церковноначалия и советского правительства изменились, потому что вскоре иезуиты, получив право преподавать в ленинградских ВУЗах, прибыли 3 ноября в город на Неве. Здесь, уже в октябре, тайно поставленный епископом в августе 1926 года и назначенный Апостольским Администратором Ленинграда, Антоний Малецкий и священник Доминик Иванов-Столбнский предприняли очередную попытку организации конспиративной семинарии. С помощью австрийского посольства в Ленинград были доставлены учебники и богословская литература, по всей стране были подобраны слушатели. На заседании курии было принято решение, до официального разрешения властей, разместить семинарию, под видом сдачи в наем излишков жилой площади, на квартире священника Антония Василевского (Невский пр. 32/34 кв. 92/2) и начать занятия с ноября. Однако, иезуиты, остановившиеся в церкви Французской Божией Матери, в которой они совершали богослужения, были высланы из страны уже через несколько дней — за нарушение запрета на занятие религиозной деятельностью иностранными поданными. Впрочем, семинария продолжила свое существование.
Программа занятий была напряженной: немецкий язык преподавал сам епископ Антоний Малецкий, катехизис и Священное Писание о. Антоний Василевский, латинский язык и философию о. Доминик Иванов-Столбнский, историю, польский язык и литургику о. Станислав Пржирембель, литовский язык о. Августин Процкетис. Занятия проводились вечером, так как официально семинаристы работали или учились в государственных учереждениях. То ли по причине высоких требований к студентам, то ли из-за проблем с официальным признанием семинарии часть семинаристов покинула заведение, не проучившись и месяца. В семинарии осталось шесть воспитанников. Впрочем, жизнь ее была недолгой. Она прекратила свое существование в ночь на 14 января 1927 года, после того как в квартире ее ректора священника Антония Василевского был произведен обыск. В итоге ГПУ арестовало о. Антония и всех семинаристов, двое из которых, староста Казимир Тысовский и Донат Воронко, были приговорены к 5 годам лагерей на Соловках, по обвинению в шпионаже в пользу иностранных государств, привлеченный к делу о. Павел Хомич был осужден на 10 лет лагерей, а двенадцать мирян, проходивших по делу, были отправлены в ссылку.
Вскоре после своего возвращения из ссылки в Архангельске осенью 1928 года, епископ Антоний предпринял еще одну попытку организации семинарии. В ней по вечерам учились 4 человека, воспитанники владыки: Лев (Леон) Буйновский, Каетан (Константин) Шиккер, Иосиф Межицкий и Иван (Казимир) Ляус. Днем они работали, а по вечерам слушали лекции на квартире владыки, которые читали петербургские священники. Гомилетику, латинский и французский языки преподавал Жан Амодрю, Теофилис Матулянис — литургику, сам епископ Антоний читал Священное Писание, апологетику и историю Церкви, духовным отцом семинаристов был о. Мечислав Шавдзинис. Однако весной 1930 года семинаристы были арестованы по обвинению в организации национал-шовинистической католической польской молодежной организации и приговорены к трем годам лагерей. Однако рукоположение во священники в Ленинграде все же состоялось. Двое воспитанников тайной семинарии в Киеве Юзеф Ковальский и Анджей Рыбалтовский были тайно рукоположены 4 декабря 1928 года епископом Антонием Малецким. Через год они были арестованы на Украине. Священник Ковальский был расстрелян, а о. Рыбалтовский сослан в Сибирь.
Следующее рукоположение в городе святого Петра состоялось лишь через 64 года. 19 мая 1993 года Апостольский Администратор католиков Европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в церкви Матери Божией Лурдской рукоположил во священники диакона Ромуальда Лешека Шакаля, OFM. В том же 1993 году 29 июня, архиепископ Тадеуш Кондрусевич подписал декрет об основании в Москве Высшей духовной семинарии "Мария — Царица Апостолов". Ее ректором был назначен о.Бернардо Антонини. Через некоторое время о.Бернардо отправился в Рим и во время аудиенции у Папы Иоанна Павла II вручил ему декрет об основании семинарии. Благословив деятельность нового учебного заведения, Папа передал в подарок семинарии богослужебные принадлежности из своей личной ризницы. Высшая духовная Семинария была открыта 1 сентября 1993 года торжественной мессой, во время которой архиепископ Тадеуш Кондрусевич сказал: "Семинария — сердце епархии, и сегодня это сердце начало биться". На первый курс было зачислено 18 семинаристов из России, Белоруссии и Казахстана. Семинария не имела собственного здания, семинаристы и воспитатели жили в квартире на Малой Басманной улице, а на занятия ездили в храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, часть помещений которого была возвращена верующим.
Весной 1995 года мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак принял решение о возвращении Церкви здания католической духовной семинарии и кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии. Возвращение проходило поэтапно, но уже к осени на части последнего этажа дома №11 на 1-ой Красноармейской улице были оборудованы учебные аудитории и места для проживания 50 семинаристов и 6 воспитателей. В начале октября 1995 года семинария переехала в Петербург, а уже 16 октября начался учебный год. Официальное открытие семинарии в городе святого Петра состоялось через несколько месяцев — 10 декабря на торжественной мессе в церкви Лурдской Божией Матери, которую, в сослужении многочисленного духовенства, совершили архиепископы Джон Буковски и Тадеуш Кондрусевич, епископы Иосиф Верт и Ян Павел Ленга.
Первое рукоположение во священники выпускников Санкт-Петербургской Высшей духовной семинарии Геннадия Рабиханукаева, Сергея Тимашова и Владимира Тимошенко было совершено архиепископом Тадеушом Кондрусевичем в торжество Сошествия Святого Духа 23 мая 1999 года в соборе Успения Пресвятой Девы Марии. В торжественной мессе, кроме владыки Тадеуша приняли участие префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Акилле Сильвестрини, Апостольский нунций в России архиепископ Джон Буковски и епископ Клеменс Пиккель. Торжественное богослужение, длившееся более четырех часов, транслировалось на весь мир итальянским телеканалом "Телепаче", благодаря этому его от начала до конца смотрел Папа Иоанн Павел II. В своем слове во время рукоположения архиепископ Кондрусевич сказал: "Вот и пришел тот день, ради которого и существует семинария. Будут новые рукоположения, но это первое, которое никогда не повторится. Это великий праздник семинарии и всей Церкви в России — событие исторической важности, свидетельствующее о духовном возрождении страны".
Осенью 1999 года, получив титул Апостольского Протонотария, о.Бернардо Антонини был назначен главой Комиссии Великого Юбилея при Конференции Католических епископов России, а несколькими месяцами позже новым ректором Санкт-Петербургской Высшей духовной семинарии стал монсиньор Антоний Гей. С 2000 года семинария является филиалом Папского Латеранского университета.
© М. Фатеев, catholic.spb.ru, 2000 г.