Информационное письмо

Synodos в жизни Церкви и общества 

 

Ежегодные богословские чтения в память об о. Бернардо Антонини

 

Санкт-Петербург, 23 марта 2019

 

Информационное письмо

 

 

Греческое слово synodos обозначает буквально «путь вместе». Образ пути глубоко проник в понимание жизни отдельной личности и Церкви. Человек – homo viator, существо в пути, Церковь – Народ Божий на пути к Новому Иерусалиму (EG 111). Этот Народ призван распространиться среди всех людей и всех народов (LG 9). Более того, Сам Иисус перед Своим страданием и возвращением к Отцу открывает ученикам, что Он есть Путь (Ин 14, 6), путь в дом Отца, где жажда общения и любви будет утолена. Христос ‑ Путь в силу Своей Пасхальной Тайны, к которой мы приобщены в Крещении и которую мы вспоминаем и сакраментально переживаем каждый раз, собираясь как община вокруг алтаря, в Евхаристии. Итак, синодальность (соборность) является выражением этой «виаторной» антропологии, экклезиологии, христологии и богословия таинств, укорененных в призвании жить в общении с Триединым Богом и с братьями и сестрами. Все Откровение свидетельствует об этом желании Бога принять человека в Свою жизнь, в общение Отца, Сына и Святого Духа, а также о жажде человека достичь общения и единства в Боге.

Поэтому стремление к общению в любви и к соборному распознаванию воли Бога было отличительной чертой Церкви на протяжении всей ее истории и выражалось на институциональном уровне ‑ в синодах, соборах и других формах, способствующих общению – а также, и прежде всего, через осуществление ее первичного призвания жить в единстве, исходящего из ее источника – Евхаристии, таинства любви.

Тема соборности ‑ одна из отличительных черт русского богословия второй половины XIX в. В католическом богословии размышление об общинном характере жизни Церкви и человечества в целом пробуждается в середине ХХ в. и связано с возвращением к библейским и святоотеческим источникам. В сугубо экклезиологическом смысле важную роль для развития темы синодальности после Второго Ватиканского Собора сыграло, с одной стороны, богословие Церкви как Народа Божия, с другой, развитие темы коллегиальности епископов. И то, и другое имело для Собора принципиальное значение.

Тема синодальности особенно близка сегодня Папе Франциску. Понтифик имеет в виду не только возобновление и укрепление стародавнего института синода на всех уровнях Церкви, но, прежде всего, общинный подход во всех структурах, процессах и событиях Церкви, в способе распознавания проблем и принятия решений. Церковь с самого начала понимала, что она не может быть верна своему Основателю, если не размышляет о доктринальных, пастырских и канонических вопросах соборно, соблюдая при этом свой иерархический строй, данный ей Богом. Обладая одинаковым достоинством в силу Крещения, все члены Церкви несут за нее ответственность, но разными способами. Об этом свидетельствует уже описание так называемого Апостольского, или Иерусалимского, Собора (см. Деян 15, 1-21), где вся община присутствует при распознавании относительно условии принятия язычников в новый Народ Божий – Церковь: активно в нем участвуют некоторые (апостолы), а решение принимает один (Иаков, возглавляющий Иерусалимскую общину).

Вопрос синодальности касается также общества, а именно демократических процессов. Если, с одной стороны, кажется, что они идут вразрез с иерархической структурой Церкви и что секуляризация общества угрожает христианству, верно также и то, что социум может жить подлинно демократически только тогда, когда его формируют закономерности, свойственные жизни Церкви – устремленность к развитию и благополучию для всех. Идеал демократии в светской жизни не может быть реализован без определенного одухотворения и воплощения в ней христианских ценностей (GS 31). Церковь во все времена призывает социум оставаться верным истине и правде, видеть зло и называть его истинным именем, призывать к прощению и не сводить всю социальную жизнь к политике, так как настоящая цель отдельного человека и общества лежит за границами истории. Кроме того, иерархический строй Церкви, подчиненный владычеству Бога-Любви, свидетельствует об относительности любой власти в этом мире, если она хочет служить укреплению личностного характера жизни каждого, а не быть тиранией. Поэтому дух общения, свойственный Церкви, должен выйти за ее границы и способствовать распространению Царства Божия.

 

На Богословские чтения, которые пройдут в субботу 23 марта 2019 г. в библиотеке нашей семинарии, приглашаются богословы, доценты религиозных и светских гуманитарных учебных заведений. Тексты докладов будут опубликованы в научном журнале Богословского института св. Иоанна Златоуста Folia petropolitana.

Оргкомитет конференции: председатель – свящ. Константин Передерий (ректор семинарии, кандидат богословия), о. Хосе М. Вегас СМF (префект по научной и учебной работе семинарии, кандидат философии), свящ. Александр Конев (кандидат богословия), ученый секретарь – с. Аленка Арко comloy (доктор богословия).

Заявки на участие в конференции в качестве докладчика и тезисы докладов объемом 5-6 тысяч знаков принимаются до 20 февраля 2019 г.

Для подачи заявки и получения дополнительной информации (в том числе о правилах оформления статей, объеме и порядке публикации) можно связаться с секретарем оргкомитета с. Аленкой Арко: тел. +796508447721; электронная почта: chtenija@cathseminary.ru. Почтовый адрес: Католическая высшая духовная семинария «Мария – Царица Апостолов», 1-я Красноармейская д. 11, лит. А, Санкт-Петербург, 190005.

 

Председатель оргкомитета 

свящ. Константин Передерий

 

Ученый секретарь

с. Аленка Арко comloy

 

Санкт-Петербург, 16 ноября 2018

Версия для слабовидящих