Folia petropolitana 3 (2.2014)

Альманах

Содержание

Святой Престол и международное сообщество
Иван Юркович

Резюме:
Участие Святого Престола в жизни международного сообщества имеет долгую историю. Начиная с первых веков христианства папы принимали активное участие в различных мероприятиях публичного характера, особенно в отношениях между Римом и Византией. Разумеется, миссия папских легатов была в первую очередь связана с участием в соборах, в ходе которых решались не только многие вопросы христианского вероучения, но и обсуждались напряженные моменты управленческого характера.

Создание в XVI веке первых постоянных дипломатических представительств привело к возникновению представительств Святого Престола, называемых Апостольские нунциатуры, которые были признаны международным сообществом с учетом своей специфики, что закреплено и Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961 г.). В настоящее время в мире действует около 110 нунциатур.

Совершенно особая динамика присутствует в отношениях между Святым Престолом и Россией, что обусловлено и не всегда простой историей диалога между католичеством и православием, и теми многочисленными событиями общественной жизни, которые за последние два столетия сотрясали европейскую историю.

Невзирая на эти трудности, диалог между Святым Престолом и Россией никогда полностью не прекращался. Даже в советское время проводились встречи на высоком уровне, особенно это касается визитов в Ватикан высокопоставленных представителей советского правительства. После распада Советского Союза как в Риме, так и в Москве были созданы постоянные дипломатические представительства. Полные дипломатические отношения между двумя субъектами международного права были установлены в 2009 году с соответствующим учреждением Апостольской нунциатуры в Москве и Посольства Российской Федерации в Риме.

Деятельность Святого Престола в международном сообществе вдохновляется религиозными ценностями и стремлением защитить достоинство человеческой личности, а также внести свою лепту в дело продвижения мирного сосуществования народов. Именно эти принципы этического и духовного характера делают Святой Престол особенно надежным партнером, получившим высокую оценку на арене международной жизни.

Ключевые слова: Святой Престол, Ватикан, Россия, папская дипломатия.

The Holy See and International Community
Ivan Jurkovič

Abstract:
The participation of the Holy See in the life of the international community has a long history. Beginning with the first centuries of Christianity, popes actively participated in various public events, especially in relations between Rome and Byzantium. The mission of papal envoys was primarily participation at ecumenical councils, where many questions of faith were decided as also tensions in governing the Church discussed.

In the 16th c. the creation of the first permanent diplomatic missions brought with it the establishment of offices known as Apostolic Nunciatures, which represented the Holy See. Considering their special nature they were recognized by the international community and later secured by the Vienna Convention on Diplomatic Relations of 1961. At the present there are approximately 110 functioning nunciatures around the world.

An entirely different dynamic is present in the relations between the Holy See and Russia, which is conditioned by a complicated history of dialogue between Catholicism and Orthodoxy, as well as by many events of the last two centuries of European history.

Despite of these difficulties, dialogue between the Holy See and Russia has never been totally interrupted. Even during the time of the Soviet Union high-level meetings were conducted, especially demonstrated by the visits to the Vatican of high-level officials of the Soviet government. After the dissolution of the Soviet Union permanent diplomatic missions were established in Rome, as well as in Moscow. Full diplomatic relations between the two were established in 2009, with the consequent founding of the Apostolic Nunciature in Moscow and the Embassy of the Russian Federation in Rome.

The activity of the Holy See in the international community is inspired by religious values and by the endeavor to defend the dignity of the human person, as well as to contribute to the peaceful co-existence of nations. It is precisely these principles of an ethical and spiritual nature that make the Holy See an especially trustworthy partner, highly recognized in the arena of international affairs.

Keywords: Holy See, Vatican, Russia, papal diplomacy.

Актуальность философии христианского неоплатоника Аврелия Августина
Юзеф Юзефович Печурчик

Резюме:
В статье рассматривается зарождение августинианской и томистской интеллектуальных традиций, спекулятивной христианской философии и мистицизма, противостояние неоплатонизма и аристотелизма. Показано влияние Августина на всю последующую классическую философию, возникновение интеллектуальной традиции, изкоторой вышла философия Декарта.Тенденция обожествления человеческого духа, сложившаяся в средневековом платонизме, получила свое завершение в спекулятивной философии Гегеля. Содержащееся в понятии духа единство противоположностей истины и знания, веры и разума, абсолютного и конечного духа было доведено до их тождества.

Ключевые слова: дух, самосознание, потенция и акт, иллюминизм, спекулятивное.

The relevance of philosophy of the ChristianNeoplatonic Aurelius Augustine
Yuzef Pechurchik

Abstract:
The author gives consideration to the origins of Augustinian and Thomist intellectual traditions, speculative philosophy and mysticism, and also to the issue of the opposition between Neo-Platonism and Aristotelianism. It is shown that Augustine influenced all the subsequent classic philosophy that later generated Cartesian Philosophy: the tendency of divinifying the human spirit, being formed within the framework of medieval Platonism and accomplished in speculative philosophy of Hegel; and the unity of opposites, Truth and Knowledge, Belief and Reason, absolute and final spirit, all being embraced in the notion of spirit and developed to their identity.

Keywords: spirit, self-consciousness, potency and act, illuminism, speculative.

Метафора «внутренний человек» у Платона, апостола Павла и Отцов Церкви
Аленка Арко

Резюме:
В статье представлен контекст появления метафоры «внутренний человек» у Платона, ее рецепция и обработка в посланиях апостола Павла и попытка синтезировать философское и библейское восприятие у Климента Александрийского. Большое внимание уделяется учению Григория Нисского, преодолевшего греческий антропологический дуализм через интерпретацию метафоры как фундамента познавательного процесса, проходящего через чувственный и рациональный уровень, но достигающего вершины лишь в личных отношениях со Христом в Церкви.

Ключевые слова: внутренний человек, Платон, апостол Павел, Климент Александрийский, Григорий Нисский.

The Metaphor “inner man” in Platonism, with the Apostle Paul and the Church Fathers
Alenka Arko

Abstract:
The paper presents the context in which the metaphor “inner man” appeared in Plato, its reception and re-elaboration in the Letters of the Apostle Paul, and attempts to synthesize philosophical and biblical perception by Clement of Alexandria. Attention is paid mostly to the doctrine of Gregory of Nyssa, who overcame Greek anthropological dualism by interpreting the metaphor as a fundament of a cognitive process based on sensitive and rational perception that achieves perfection only in the relation of Christ in the Church.

Keywords: : inner man, Plato, Apostle Paul, Clement of Alexandria, Gregory of Nyssa.

Миссия ad gentes и новая евангелизация
Аленка Крк

Резюме:
Само название статьи указывает на то, что речь в ней не о совокупности миссии Церкви, а только о некоторых ее измерениях в XX веке и о некоторых ее проблемах. Статья разделена на две части. В первой говорится о времени до Собора и о самом Соборе в связи с миссионерской деятельностью Церкви, во второй вкратце представлен послесоборный период: восприятие и толкование некоторых высказываний Собора богословами, особенно вдохновившимися религиозным релятивизмом, последствия этих толкований для миссии adgentes и ответ Церкви на сложившуюся ситуацию.

Ключевые слова: Второй Ватиканский Собор, миссия ad gentes, новая евангелизация.

Mission ad gentes and the New Evangelization
Alenka Krk

Abstract:
The article is dedicated to the mission of the Church as such with a specific focus on its development and its many challenges in the 20th c. The article is divided into two parts. The first part treats the missionary activity of the Church before the Council and the Council’s teaching on that mission. The second part briefly presents the post-conciliar period, reviewing the reaction and interpretation of the Council’s teachings on mission by contemporary theologians. Particular attention is given to theologians inspired by religious relativism and to the consequences of their interpretations of the mission ad gentes, as well as the Church’s response to the situation.

Keywords: Vatican Council II, mission ad gentes, new evangelization, danger of religious relativism.

Папа Франциск и миссионерское обновление Церкви
Диогенес Уркиза

Резюме:
В статье дается краткий обзор первого Апостольского обращения Папы Франциска Evangeliigaudium, где излагается обновленное пастырское богословие возвещения Евангелия. Для понимания этого программного документа автор настаивает на необходимости его «трехмерного» восприятия, предлагая три «ключа» для его прочтения: радость принять и передать Евангелие; образ Церкви, сосредоточенной на миссии вслед за учением Второго Ватиканского Собора и Evangeliinuntiandi; влияние латиноамериканской Церкви, прежде всего Апаресиды. Миссионерский аспект связан с самой природой Церкви: Церковь «существует затем, чтобы благовествовать». Обращение и миссия обновляют жизнь Церкви. Особо подчеркивается преемственная связь «Кодекса Франциска» с церковными документами Папы Павла VI и Второго Ватиканского Собора.

Ключевые слова: Evangelii gaudium, миссия Церкви, пастырское богословие, Документ Апаресиды.

Pope Francis and missionary renewal of the Church
Diogenes Urquiza

Abstract:
The article provides a brief overview of the first Apostolic Exhortation of Pope Francis Evangeliigaudium, which sets out an updated pastoral theology of the proclamation of the Gospel. To understand this document in which Pope presents the program of his pontificate, the author insists on a "three-dimensional" perception, offering three "keys" to reading it: to take and pass the joy of the gospel; an image of the Church as focused on the mission in accord with the teachings of the Second Vatican Council and Evangelii nuntiandi; the influence of the Latin American Church, especially Aparecida. The missionary aspect is related to the very nature of the Church: The Church "exists to proclaim the good news". Conversion and mission renew the life of the Church. A link between “Code of Francis” and documents of Pope Paul VI and the Second Vatican Council is particularly emphasized.

Keywords: Evangelii gaudium, the mission of the Church, pastoral theology, Document of Aparecida.

Версия для слабовидящих