Folia Petropolitana 1 (2.2012)

Сборник докладов по случаю торжественных открытий академических годов с 2007-2008 по 2012-2013.

Содержание

Богословская интерпретация Фатимской тайны
Тадеуш Кондрусевич

Резюме:
Мы являемся свидетелями невиданного доселе кризиса веры, который является причиной всех других кризисов, охвативших современный мир. Человечество лихорадочно ищет выхода из создавшейся ситуации и не находит. Но где ищет? Само только развитие науки и технический прогресс без соблюдения моральных норм, а также упование на самодостаточность не решит всех проблем, ибо кризис имеет более глубокие корни. Выход из него необходимо начинать с обращения человека. Поэтому фатимские явления, в которых Мария призывала к молитве, покаянию и обращению, а также дала народам России надежду, не утратили своей актуальности и в наше время. Современный мир нуждается в «веротерапии», чтобы не секуляризированный мир победил нас, а мы, рожденные от Бога, победили его.

Ключевые слова: фатимские явления, Фатимская тайна, сестра Люсия, общие и частные откровения, покаяние, обращение, Непорочное Сердце Марии

A theological interpretation of the secrets of Fatima
Tadeusz Kondrusewicz

Abstract:
We are witnessing a hitherto unprecedented crisis of faith, which is the cause of all the other crises affecting the world today. Mankind is desperately seeking a way out of this situation and has not been able to succeed. But where are we to seek? The development of science and the progress of technology without the observance of moral norms but rather trusting in self-sufficiency will not solve all the problems, because the crisis has deeper roots. The solution should start with personal conversion. Therefore, the Fatima apparitions, in which the Mother of God appealed for prayer, repentance and conversion, asking for prayer particularly for the peoples of Russia, are still relevant to our time. Modern society needs a therapy of faith to win over a secularized world. This is the solution for us, who are born of God, not to be defeated by him.

Keywords: Fatima apparitions, Fatima secrets, Sister Lucia, public and private revelation, repentance, conversion, Immaculate Heart of Mary

Петр и Павел через призму истории и литургии
Мариано Хосе Седано Сьерра

Резюме:
Почему христиане, как на Востоке, так и на Западе, отмечают память свв. Апостолов Петра и Павла 29 июня? Разве это dies natalis, то есть день мученической смерти их обоих? Если же нет (а кажется, что это не так), каково происхождение этой древней даты, которая никогда не вызывала никаких сомнений и споров? В статье рассматриваются пути свв. апостолов Петра и Павла и взаимоотношения (не всегда мирные) между ними вплоть до их смерти в столице Империи. Именно там христианская община сохранила память и могилы апостолов, соединив в один праздник память этих двух людей, которые исполняли свою миссию в Церкви, следуя каждый своей неповторимой харизме и являя собой необходимое дополнение друг другу.

Ключевые слова: Петр и Павел, единство в многообразии, связь между археологией, богословием и литургией, народное почитание

Peter and Paul through the lenses of history and liturgy
Mariano José Sedano Sierra

Abstract:
Why do Christians, both in the East and in the West, celebrate the memory of Sts. Peter and Paul on June 29? Is it dies natalis, the day of the martyrdom of both of them? If not (and it seems that it is not), what is the origin of this ancient date, which has never caused any doubt or controversy? The article deals with the characteristic behaviour of and relationship (not always peaceful) between Peter and Paul until their deaths in the capital of the Empire. It is there that the Christian community has kept the memory of these apostles, combining in one holiday the memory of the two men, who performed their mission in the Church, each following his unique charism and being a necessary complement to the other.

Keywords: Peter and Paul, unity in diversity, the relationship between archeology, theology and liturgy, popular worship

Христианство XXI века и утверждение истины
Хосе М. Вегас

Резюме:
Процесс секуляризации не остановился на вытеснении христианской веры к области частного выбора во имя научного разума, но далее перешел к открытому ее опровержению в том, что стало называться «постхристианством». Но этому процессу сопутствует прогрессивный и возрастающий кризис истины и разума. Первую сводят к субъективному мнению, тогда как на второй смотрят как на способ поведения, в конечном счете, лишенный обоснования. Христианство, без комплексов и без страха к мученичеству, утвердило себя в своих началах как единственную истинную религию, но одновременно пошло навстречу классической культуре, которую отчасти приняло и спасло. Сегодня христианская вера, ввиду кризиса истины и разума, призвана выкупать объективность истины, избегая узости позитивизма, и права человеческого разума, как многообразную открытость к реальности. И в том, что касается религиозной истины, христианство должно делать то же самое, но не только теоретическим образом, но и практическим, как свидетельство, которое находит свое наивысшее выражение в готовности к мученичеству.

Ключевые слова: истина, постхристианство, релятивизм, свидетельство, секуляризация, субъективизм, христианство

XXI-Century Christianity and the assertion of truth
José M. Vegas

Abstract:
The process of secularization has not stopped with the displacement of the Christian faith to the area of ​​private choice in the name of (scientific) reason but has gone even further to an open denial of Christianity, by categorizing the current era as "postchristianity." However, this process is accompanied by a progressive and growing crisis of truth and reason. The former is understood as subjective impression, while the latter is a way of behavior ultimately devoid any solid ground. Christianity, with neither complexes nor fear of martyrdom, established itself in its beginning as the only true religion. Furthermore, it also found a way to engage classical culture, which it appropriated and thus, in some way, saved. Today, the Christian faith, facing a crisis of the relation between truth and reason, is called to redeem the objectivity of the truth, while avoiding narrow positivism and respecting the right of the human mind to be open to a diversity of reality. With regard to religious truth, Christianity must do the same thing, not just in a theoretical way but also practically to give evidence, which finds its highest expression in being ready for martyrdom.

Keywords: truth, postchristianity, relativism, witness, evidence, secularism, subjectivism, Christianity

«Каким быть богословию, если Бог есть Любовь?» Некоторые размышления о богословии в свете последнего папского учительства
Лубомир Жак

Резюме:
В статье автор пытается оценить постановления и рекомендации последнего учительства Церкви применительно к богословской эпистемологии, особенно уделяя внимание призыву Бенедикта XVI расширить разум, для того чтобы он мог открыться любви. Автор показывает, что этот осторожный призыв соответствует необходимости взять за основу богословия и ее эпистемологического инструментария proprium хри-стианской веры, т.е. истину, что «Бог есть Любовь». Эта истина не только определяет центральную тему богословия, но предоставляет также категории, способные направ-лять все богословское размышление об истинах веры, таким образом давая возмож-ность понимать и выражать целостный смысл и «логику» истории спасения: revelationis intelligentia тринитарной любви.

Ключевые слова: обновление богословия, тринитарная эпистемология, Бог-Любовь, тринитарная онтология, экуменизм

What theology meant to be if Deus caritas est? Some considerations on theology in the light of recent Magisterial teaching
Lubomir Žak

Abstract:
This article sets out to evaluate the intuitions and recommendations of the recent Mag-isterial teaching concerning theological epistemology, in particular, the invitation of Benedict XVI to widen the use of reason to embrace caritas. The author shows that this prudent invita-tion corresponds to the necessity of grounding theology and its epistemological instruments in the horizon of the proprium of the Christian faith, viz., the truth that "God is love". This truth determines not only the central theme of theology but also provides a perspectival category capable of directing the course of theological reflection on the truths of faith, thereby permit-ting us to understand and express the unitary sense and the 'logic' of the history of salvation: the revelationis intelligentia of Trinitarian love.

Keywords: theological renovation, Trinitarian epistemology, God-Love, Trinitarian ontology, ecumenism

Второй Ватиканский Собор и мы
Жан-Луи Брюге

Резюме:
Мы отмечаем 50-летие созыва Второго Ватиканского Собора, и пришла пора заново исследовать сами тексты Собора, забыв о разногласиях, перегибах и идеологической интерпретации, коими, к сожалению, было отмечено восприятие этих текстов в первые послесоборные годы. Одним словом, согласно тому, что Бенедикт XVI называет «герменевтикой непрерывности», нам только еще предстоит усвоить наследие собора. Можно, однако, выделить семь «сильных тенденций» в деятельности собора, представляющих собой компас для Церкви на сегодняшний и завтрашний день: увлеченность Словом Божиим, воспринимаемым как слово веры; первые наметки богословия Святого Духа, еще нуждающегося в дальнейшей разработке; диалог с другими религиями; стремление сблизиться с отделенными братьями; подход к рассмотрению явлений современного мира с позиции конструктивной критики; вознесение роли мирян на небывалую высоту; стремление к тому, чтобы вся жизнь Церкви проходила под знаком общения, которое мы назовем коллегиальностью, говоря об отношениях между поместными церквами, а также между этими церквами и престолом св. Петра. В 1992 году Иоанн Павел II опубликовал Катехизис Католической Церкви, который с тем же успехом можно было бы назвать Катехизисом Второго Ватиканского Собора. И реформаторство для нас заключается в применении его ко всей жизни Церкви.

Ключевые слова: Второй Ватиканский Собор, Слово Божие, богословие Святого Духа, межрелигиозный диалог, экуменизм, роль мирян в Церкви, коллегиальность

The Second Vatican Council and us
Jean-Louis Bruguès

Abstract:
We are celebrating the 50th anniversary of the Second Vatican Council, and it's time to re-examine the original texts, putting aside controversies, excesses and ideological interpretations, which, unfortunately, marked the perception of these texts in the first decade after the Council. In short, according to what Benedict XVI calls the "hermeneutic of continuity", we just have yet to assimilate the heritage of the Second Vatican Council and to make it our own. However, we can distinguish seven "strong trends" of the Council representing a compass for the Church in the present and the future: passion for the Word of God, perceived as the word of faith; the first outlines for a theology of the Holy Spirit (needing further development); dialogue with other religions; a desire to get closer to our separated brethren; an approach to the phenomena of the modern world from a position of constructive criticism; the ascension of the role of the laity to an unprecedented level; the desire to ensure that the Church's life would be marked by the sign of communion, which we call collegiality, with regard to the relationship among the local churches, and among those churches and the See of St. Peter. In 1992, Pope John Paul II published the Catechism of the Catholic Church, which might as well be called the Catechism of the Second Vatican Council. The reform it holds for us is to understand how it is to be applied to the entire life of the Church.

Keywords: Second Vatican Council, the Word of God, the theology of the Holy Spirit, interreligious dialogue, ecumenism, the role of the laity in the Church, collegiality

Возвещать Христа современному человеку: к 50-й годовщине открытия Второго Ватиканского Вселенского Собора
Павел Пецци

Резюме:
Второй Ватиканский Собор вдохновлялся желанием обновить внутреннюю жизнь Церкви, нормы в широком понимании и придать новый импульс ее миссии, основываясь на многовековой традиции веры и одновременно принимая во внимание так называемые «знаки времени». Церковь заботится о человеке, и поэтому объектом её миссии является она сама и весь мир. Церковь Собора осуществила свою задачу, показав своё подлинное лицо самой себе и миру. Живое присутствие Христа продолжается в Церкви, созидает Церковь, осуществляет её миссию. Свет, который есть Христос, отражается в Церкви. Одним из главных моментов миссии Церкви стал, после Собора, экуменизм, не как некая идеология терпимости, а как опыт христианской любви, как взгляд, которым человек, принадлежащий Христу, может смотреть на всё. Собор заложил основу и необходимые предпосылки для нового пути Церкви в современном мире. Церковь, как и Христос, всегда одна и та же вчера, сегодня и всегда, и поэтому она живёт Христом сегодня, всегда сегодня, и предлагает Его миру сегодня, в сегодняшних условиях. Собор приготовил Церковь к переходу в третье – после явления Христа людям – тысячелетие.

Ключевые слова: Второй Ватиканский Собор, Христос, Церковь, вера, религиозная свобода, экуменизм, миссия

Proclaiming Christ in today’s world: the 50th anniversary of the opening of the Second Vatican Ecumenical Council
Paolo Pezzi

Abstract:
The Second Vatican Council was inspired by a desire to renew the internal life of the Church, to upgrade her norms in the broadest sense, and to give a new impetus to her mission, being based on the centuries-old tradition of faith and at the same time taking into account the so-called "signs of the times." The Church takes care of the person and, therefore, the goal of her mission is the whole world, including herself. The Church of the Second Vatican Council realized her problem by showing her true face to herself and to the world. The living presence of Christ continues in the Church, creating the Church and performing her mission. The light, which is Christ Himself, is reflected in the Church. Ecumenism became one of the highlights of the Church’s mission after the Council. It’s to be understood not as a kind of ideology of tolerance but as an experience of Christian love and as a vision of a man belonging to Christ. The Council laid the foundation and prerequisites for a new way for the Church to engage today’s world. The Church, like Christ Himself, is always the same: yesterday, today and always; that is why she lives by Christ today and always. She offers Him to the world now, in today's environment. In fact, the Council has prepared the Church to step into the third millennium after Christ’s coming to the world.

Keywords: Second Vatican Council, Christ, Church, faith, religious freedom, ecumenism, mission

Версия для слабовидящих