21.03.2015
«Распознавать знамения времён: христианская вера перед вызовами современности». Четвёртые ежегодные богословские чтения имени монс. Бернардо Антонини
Открыл конференцию монсеньор Пьетро Скалини, кандидат богословия, ректор Католической высшей духовной семинарии «Мария - Царица Апостолов», обратившись к участникам с приветственным словом. «Поразителен вызов, брошенный Господом нашим Иисусом Христом, - отметил отец Пьетро в своём выступлении, - призыв к тому, чтобы мы распахнули наше сердце и не прятались от реальности».
С первым докладом на тему «История и эсхатология у ветхозаветных пророков» выступил свящ. Игорь Ковалевский. Отец Игорь подчеркнул, что в сознании современного человека пророчество ассоциируется с предсказанием будущего, а в Ветхом Завете пророчество прочитывается в эсхатологическом контексте. Докладчик рассмотрел основные темы пророческой эсхатологии, такие как «день Ягве», «остаток Израиля», «завет» (ברית), «обращение язычников», «мессия» (מָשִׁיחַ).
Второй доклад прочитал архимандрит Русской Православной Церкви Ианнуарий Ивлиев, тема доклада - «Знамения в Евангелии от Иоанна». Докладчик сравнил понимание знамнения, а также основных евангельских понятий в синоптических Евангелиях и в Евангелии от Иоанна.
Следующий доклад «Бог, непрерывно действующий в истории: святой Амвросий, епископ Медиоланский, и знамения времён» прочитал гость коференции монсеньор Франческо Браски (Италия). Докладчик начал с исторического рассказа о святом Амвросии, перейдя затем к методологической и доктринальной частям доклада, рассматривающим принцип вынесения суждений, выработанный святым Амвросием Медиоланским. Отвечая на вопросы слушателей, дон Франческо подчеркнул, что в XXI веке христианство становится выражением веры личности, когда сама личность становится знаком веры для общества.
Священник Андрей Пухаев, преподаватель философии Католической высшей духовной семинарии «Мария - Царица Апостолов» выступил с докладом на тему «Когнитивный семиозис онтологической интерпретации». Отец Андрей обозначил два основных вопроса в своём выступлении.
Первый вопрос - теоретический: когда знак становится знаком времени? Здесь докладчик размышлял об определении слова «знак» в семиотике, рассмотрел различные подходы к трактовке этого понятия, остановившись на определении американского философа Чарльза Сандерса Пирса, понмиавшего знак как представление, чьё отношение к предмету установлено условностью языкового сообщества. Интерпретация знака, по Пирсу, не может быть полностью субъективной, если она имеет хоть какой-то смысл в рамках некой языковой группы. Таким образом, интерпретант сам становится знаком, указывающим на некую условность. Знак является промежуточным фактом между онтологически неизменным знаком и динамически меняющимся интерпретантом.
Другой вопрос, затронутый в докладе, связан с проблемой релятивизма: относятся ли значение и истина знака к субъекту интерпретации или к объективной реальности, на которую указывает знак? Отец Андрей обозначил две крайности: релятивистскую и консервативную, предлагая избегать обеих, учитывая как воможность множественной интерпретации знака, так и единство и истинность обозначаемой онтологической реальности. Связь между онтологическим нечто и семантическим определением, по Пирсу, возможно установить с помощью когнитивного семиозиса, который понимаемается как процесс распознавания знаков и символов в условиях различных сообществ и времён. Связь достигается благодаря тому, что единство данного процесса не исключает плюрализма и множественности.
Доклад свящ. Сегрея Николенко «Эсхатологическое измерение в жизни малых христианских общин» прочитал свящ. Александр Коробцов. В докладе был затронут вопрос актуальности харизматических церковных общин в современном мире. Тогда как в прошлые столетия католическая приходская община (как городская, так и деревенская) состояла, как правило, из людей, имеющих тесные социальные связи (соседей из одного квратала или односельчан), то в современном городе, особенно в России, католическая община чаще всего состоит из людей, социально разобщённых, встречающихся друг с другом зачастую только в храме. На фоне этого различные движения и харизматические общины способствуют тем ориентирам, на которые указывает учительство современных Понтификов: как евангелизации современного мира, так и антропологизации самой приходской общины.
Г-жа Анна Смирнова представила доклад «Церковь и история: особенности взаимоотношений». Историей управляет Бог - такова основная мысль доклада. Конференцию продолжил г-н Евгений Розенблюм с докладом «Culture Wars: угроза нового тоталитаризма и необходимость христианского ответа», в котором затронул проблему тоталитаризма в современной цивилизации. Свящ. Хосе Вегас Молья CMF представил доклад свящ. Мариано Х. Седано Сьерра CMF «Богу посвящённая жизнь - ответ на поиск знамений времён на протяжении истории. Неоконченная симфония».
Подвёл итоги богословских чтений монс. Пьетро Скалини, поблагодарив всех участников и выразив надежду на то, что в этот день каждый из присутствующих смог вновь осознать присутствие Бога в нашей жизни и в интеллектуальном поиске.
Также предлагается статья Михаила Фатеева о четвертых богословских чтениях на сайте "Радио Ватикана" http://ru.radiovaticana.va/news/2015/03/24/iv_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5/1131771