23.02.2021
Жизнь для меня — Христос

Некоторое время назад мы начали серию публикаций о святых нашего времени. Такие разные, но все они своим примером освещают нам ту дорогу, стать на которую призван каждый из нас. Однако в условиях современного общества этот путь часто оказывается занесен, и мы его не замечаем; нам кажется, что святость жизни, такая, какой она была в прежние времена, осталась в прошлом, и сейчас найти эту дорогу уже невозможно. Что значит «жить святой жизнью»? Достижимо ли это в современном мире для всех и каждого из нас? И если да, то чтоˊ для этого нужно? Мы попросили поделиться своими размышлениями преподавателя нашей семинарии, доктора богословия с. Аленку Арко.

Что такое святость? Кто такой святой? В прошлом, а может быть еще и сегодня, многие думали, что это качество немногих героических лиц, словно не из нашего мира, не из плоти и крови. Затем, в ответ на такие представления, в Конституции Lumen gentium Второй Ватиканский Собор подчеркнул, что святость – для всех христиан, что к святости призваны все (ср. н. 40). И тут можно впасть в другую крайность: раз так, раз в силу Крещения уже все святые, не надо делать ничего, всё делает Бог или, вернее, уже сделал. Однако все не так просто… Не потому что Бог не хочет сделать все за нас, а потому что Он любит нас и именно поэтому создал нас свободными. Настоящая любовь уважает личность другого, никак не принуждает его ни к чему, а только свободно предлагает отношения, дружбу, совместный путь. Величина подлинной любви в том, что такое предложение кроет в себе также и риск отвержения и предполагает его последствия. Иными словами, Бог хочет, чтобы мы сами выбрали жизнь, вступили в дружбу с Ним, Который является Жизнью, и конечно дает нам все необходимое для этого. Итак, святость – одновременно дар и приглашение, на которое каждый призван ответить.

Действительно, Крещение – это не магическое событие, а начало приобщения к смерти и воскресению Христа, начало пути, который закончится только в момент нашей смерти, а также воскресения нашего тела. Христианин в Крещении и в других таинствах получает благодать для того, чтобы на протяжении всей своей жизни подтверждал то, что сакраментально произошло с ним в Крещении. Нет, для этого ему не нужно делать ничего особого или героического. Единственное, что нужно – допустить, чтобы Бог его любил. И конечно, тот кто возлюблен Богом, не может оставаться равнодушным перед Его даром. Любовь Бога сама по себе порождает ответную любовь. Когда мы осознаем и испытываем, что Бог – наш Отец, мы не можем не испытать также, что мы его сыновья и дочери. Он от нас не ждет ничего другого. Если подобного ответа нет, то это значит, что мы еще не узнали, не испытали Его любви к нам, либо напрямую в отношении с Ним, либо через отношения с братьями и сестрами.

И вот, что называется святостью – жить как дети Божьи, жить в свободе детей Божьих. В гимне Послания к Ефесянам читаем: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа» (1, 4-5). Святые – это те, кто осознано живут как сыновья и дочери Бога, и поэтому как братья и сестры в отношениях с ближними. Это не дело нашего усилия, никто из нас не сделал ничего для того, чтобы у него был отец и мать, а также братья и сестры. Они нам даны вместе с жизнью. И если мы находимся в отношениях с Богом, мы причастный к Его святости. Так уже на протяжении 20 веков растет большая семья Бога, Церковь, communion sanctorum. Отношение с Ним «делает» нас непорочными. Этот аспект далеко не самый важный в святых, хотя для многих быть святым обозначает именно быть без греха. Без греха только Иисус и Богородица, а святые –прощенные грешники, т. е. те, кто понимают, что нуждаются в Иисусе, в Его милосердной любви, те, кто хочет быть причастен к Его святости, как к самому большому дару. Это как вода, которую мы получаем из Источника и которой мы не можем дать себе сами. Богословие действительно говорит, что сами по Себе святы только Бог, Его Тело – Церковь и священные вещи, такие, как, например, таинства. Итак, Церковь черпает святость от единственного Святого – Бога, участвуя в Его жизни и распределяя Его дары. К ним причастны как те, кто прожил долгую жизнь, так и те, кто только что начал жить, неважно в первые века или в XXI веке. Все они даны нам как друзья, которые показывают, что настоящая жизнь – это жизнь со Христом. Поэтому Церковь не перестает причислять их к лику святых. Каждая канонизация – это подтверждение тому, что многие ответили Богу всей своей жизнью и теперь ожидают и нас у Бога, ведь Христос обещал, что Он приготовит нам «место» в доме Отца (ср. Ин 14, 1-2).

Истории молодых людей, жизнеописания которых представляем в публикациях, родившиеся на рубеже третьего тысячелетия и умершие буквально несколько лет тому назад, яркое свидетельство вышесказанному. Они самые обычные, с такими чаяниями, какие и у нас, с такими же вопросами, проблемами или, возможно, даже более крупными страданиями, болезнями, которые рано прекратили их путь на земли. Они ходили в школу, выбирали профессию, мечтали о семье или уже создали ее, а некоторые ступили на путь подготовки к священству… У них были друзья, как и у всех нас. Они увлекались компьютерным программированием, музыкой, любили путешествовать,… но при этом они понимали, что все это дар их самого великого друга – Иисуса Христа. Мне кажется, что жизнь каждого из них вместе с апостолом Павлом свидетельствует: «Для меня жизнь - Христос», а их кончина подтверждает и последующие слова: «и смерть приобретение» (Флп 1, 21). То, что глубоко потрясает - это свидетельства их родителей, братьев и сестер, супругов, тех самых близких людей, для которых их кончина являет собой утрату в прямом смысле. В них мы можем увидеть, как они понимают, что их сыновья, дочери, супруги обрели смысл своей жизни. Достаточно вспомнить слова Энрико – мужа Кьяры Корбелло: «Я не имею права препятствовать ей, соединиться с Тем, Кто любит ее больше чем я». Итак, эти молодые свидетели Христа учат нас, в том числе, некой иерархии отношений. В отношении со Христом все иные отношения получают правильное место и ни одно не лишнее, все имеют значение.

Но они свидетельствуют нам также и об очень важной черте Церкви. Подобно тому, как в семье каждый из детей единственен, уникален, так и в Церкви: святой – это тот, кто чувствует личную любовь Бога Отца к себе. Бог во Христе так любит только его, и поэтому он отвечает Богу единственным образом, так как может только он. Слова Карло Акутис о том, что мы рождаемся как подлинники, а умираем как ксерокопии - не про этих молодых людей. Эти молодые люди своей жизнью сделали свою уникальность еще ярче и неповторимей. Действительно, мы не можем повторить их пути, у нас есть наш собственный, личный путь. Мы все призваны подражать Сыну Божию – Христу в Его личном ответе Отцу. Мы не можем ответить Ему ничем иным, как только своей собственной жизнью, такой же единственной и неповторимой. Дело не в конкретном способе ответа, не способ определяет качество жизни. Дело во вручении жизни в руки Бога, подобно тому, как ребенок бросается в объятия родителей, потому что только так наша жизнь достигает своего свершения, только так она может стать причастной к той жизни с избытком, которую обещает Иисус (ср. Ин 10, 10). Анджелика Тирабоски, девушка, которая умерла в 19 лет из-за опухли, во время болезни «утешала» своих родителей: «Не переживайте, если я исцелюсь, то буду счастлива с вами, если нет, мне будет хорошо с Иисусом и буду всегда думать о вас». Подобным образом и другие молодые святые нашего времени «помогают» нам обрести мужество для нашего личного ответа Христу.

Кто-то может сказать, что святые, которые достигли зрелых лет, более убедительны, так как большинство из них долгие годы жили в верности Богу (некоторые все же обратились в зрелом возрасте), а молодые лишь короткое время. Думаю, что такое подсчитывание свидетельствует о непонимании «экономики» Бога, т. е. Его безвозмездной любви, благодати. Свидетельствует о непонимании Его логики, согласно которой Он выбирает последних, малых, смиренных, о чем свидетельствует нам Библия: избирает маленький, незначительный народ, Иосифа и Давида – самых младших между братьями, галилейских рыбаков... И мы приглашены всегда возвращаться к этой логике, не только по отношению к другим людям, но прежде всего к нам самым. Наша жизнь драгоценна не тем, что мы умеем или делаем, а тем, что мы любимы Богом. И это очень важно в современной культуре, оценивающей жизнь продуктивностью и пользой, достижениями. Согласно ей: те, кто почитаем, велик, кто силен, способен, талантлив, умен, активен, успешен – лишь те имеют право на жизнь. И если мыслить такими категориями, то конечно можно «уничтожать» неполноценных, согласно нашим критериям – инвалидов, больных детей, людей в коматозном состоянии, неизлечимо больных,… Но эта логика ошибочна!

Молодые люди, которых Церковь признает святыми, свидетельствуют нам о том, что каждому дано все, чтобы он мог ответить Богу, и достаточно времени, чтобы сделать это. Вся история Церкви пронизана их свидетельством. Многих мы знаем по именам, но еще больше неизвестных. Но все же они свидетельствуют о силе любви Бога в человеке. Нас могут удивлять, например, слова Карлотты Нобиле о том, что рак исцелил ее душу, или Кьяры Корбелло накануне своей кончины, в момент, когда боль была невыносима, она говорит мужу, что иго Иисуса легко. Конечно, они не могли думать так без «поддержки» Иисуса. Своими силами можно рассматривать страдание лишь как недуг, которого не должно было бы быть, тем более в жизни молодого человека. Но вместе с Иисусом, наоборот, можно его принять как путь достижения соединения с Ним навсегда. Христианин далек от мазохизма. Христианин – тот, кто принимает жизнь во всех ее оттенках, в том числе в горьких и сложных, как дар Отца, ведущий его не в пустоту и бессмысленность, как могло бы показаться, а в жизнь с Ним. Молодые люди, о которых рассказываем, подтверждают, что это не только история, что это не происходило лишь в прошлом, что это не легенды, а реальность. И не потому, что они какие-то неординарные, особенные, но потому что Бог верен своему творению и любви, с которой создал это творение.

Версия для слабовидящих