28.03.2019
Ежегодные богословские чтения в память об отце Бернардо Антонини.
Со вступительным словом к участникам обратился кандидат богословия, ректор Католической высшей духовной семинарии «Мария - Царица Апостолов» священник Константин Передерий. Обозначив тему чтений этого года: «Synodos», ректор, сославшись на высказывания папы Франциска, отметил актуальность темы в современном межрелигиозном диалоге.
Священник Роберто Реполе, доктор богословия, профессор богословского факультета в г.Торино, Италия.
Доклад «Демократическое общество и церковная синодальность: между сходствами, различием и возможными взаимными вкладами».
Докладчик провел различие между демократией и церковной синодальностью. Анализируя каждый из терминов, он отметил их безусловное различие, подчеркнув возможность для синодальности стать опорой для сохранения демократических ценностей в современном обществе.
«Именно потому, что синодальность отличается от демократии, при этом, она не может быть меньше чем демократия, она может сегодня представлять собой один из самых больших ресурсов, чтобы завоеванная с таки трудом демократия, не исчезла из нашего общества. Если это так, тогда задача Церкви, на всех уровнях, состоит в сохранении своей уникальности, стараясь не сводить синодальность к обычному инструменту управления, а также не отождествлять ее с демократическими процессами. Этот аспект настолько важно подчеркнуть, насколько элементы кризиса современных демократических обществ, упомянутые выше, легко могут вовлечь в себя динамизм Церкви, принимая во внимание тот факт, что Церковь является субъектом, живущим в истории. Следовательно, чем больше Церковь будет осознавать различие между синодальностью и демократией, тем больше она сможет быть ресурсом для того, чтобы демократии, завоеванные с таким трудом, не распались».
Сестра Аленка Арко, COMLOY, др. богословия, преподаватель Католической высшей духовной семинарии «Мария - Царица Апостолов», Санкт-Петербург.
Доклад «Синодальность в жизни и миссии Церкви. Документ Международной Богословской Комиссии (2018)».
Докладчик отметил, что синодальность – результат перемен в церковном сознании, начиная со времен последнего собора и, по словам папы: «это путь, на котором Бог желает видеть Церковь в третьем тысячелетии». В документе углубляется богословский аспект темы, посредством обращения к библейским источникам и догматическому богословию, а так же отмечается динамика синодальности в свете ее исторического воплощения.
«Несмотря на то, что синодальность – это константа жизни Церкви с самого ее основания, настаивание на необходимости синодальности церковной жизни не только как отдельных событий или процессов, а именно как образа жизни и миссии Церкви является особым знаком нашего времени».
Протоиерей Георгий Митрофанов, доктор богословия, преподаватель СПбДА.
Доклад «Поместный Собор 1917-1918гг. как уникальный опыт институционализации соборного начала в русской церковной жизни».
Сделав исторический экскурс в динамику соборности русской церкви, докладчик отметил уникальность рассматриваемого поместного Собора, обозначив в качестве его основных достижений восстановление патриаршества и действительную возможность реализации синодальности в церкви. Все это стало возможно во многом благодаря беспрецедентной компетентности специалистов, готовивших Собор,
«Русская церковь получила возможность претворить соборность в действительность и жить по принципам канонов и законов».
Госпожа Татьяна Витаутасовна Чумакова, доктор философских наук, профессор СПбГУ.
Доклад «Тема соборности в контексте интереса к трактарианству в России».
В докладе было освещено течение трактарианства, возникшее как оксфордское движение и вызвавшее интерес среди определенной группы славянофилов в России в середине XIX века. Один из основателей движения, англиканский диакон Уильям Палмер, интересовался российским православием, совершил две поездки в Россию с целью переговоров о возможности воссоединения англиканской и православной церкви. Среди соавянофилов поддерживал тесные отношения с А. Хомяковым, влияние на которого вылилось в статьи, в которых последний указывал на единство церквей, как на «единство благодати Божией».
Как отметил докладчик: «представления о соборности представителей оксфордского движения и славянофилов были очень схожи между собой».
Господин Константин Петрович Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, Москва.
Доклад «Наследие Поместного Собора Российской Церкви 1917-18 гг. в деятельности Псковской Православной Миссии в 1941-44гг».
Докладчик представил исследование на тему возрождения церковной жизни в псковской области в период военной оккупации. В докладе прозвучали известные имена, в числе которых экзарх Сергий Вознесенский и Сергий Старгородский. Указав на особенности церковного управления, господин Обозный обозначил, что в создавшихся условиях, это было самое оптимальное решение. В докладе достаточно подробно рассмотрена тема взаимоотношений и взаимопомощи народа и клира в рамках Псковской Православной Миссии.
«Важно отметить то, что они возвращали веру русскому народу на оккупированных территориях. А активное сотрудничество мирян и клириков так же можно рассматривать в ракурсе соборности».
Госпожа Анастасия Олеговна Татарникова, историк искусства, СПб.
Доклад «Концепция соборности в архитектуре церковного здания от дома собраний (domus ecclesiae) к базилике».
В докладе были представлены результаты археологических исследований зданий религиозного назначения, в частности прослежен путь развития от дома собраний первых христиан к первым базиликам.
Священник Мариано Х. Седано Сьерра, CMF, канд. истории Церкви, преподаватель Католической высшей духовной семинарии «Мария - Царица Апостолов», Санкт-Петербург.
Доклад «Концилиаризм как неудачная попытка вернуться к синодальности».
В докладе рассмотрены исторические условия, в которых выработалась идея концилиаризма, в соответствии с которой устанавливался приоритет решений собора над решениями папы римского.
«Концилиаризм родился, как идея, в чрезвычайных ситуациях, чтобы решить конкретную проблему. Когда же это появляется как догма – не получается ничего хорошего. Концилиаризм это просто форма, юридическая идея об обществе, не подтвержденная ни Писанием, ни Преданием. Поэтому она не устоялась. Но попытка была неплохая».
Священник Хосе Мария Вегас CMF, префект по научной работе Католической высшей духовной семинарии «Мария - Царица Апостолов», Санкт-Петербург.
Доклад «Совершенное общество – необходимость или химера?».
Докладчик затронул тему проявления добра и зла в обществе, указав на отсутствие совершенства в мире, к которому однако мы должны стремиться во многом отдавая предпочтение праву, как таковому.
«Надо обращаться к развитию права, а не строить утопии. Мы не отказываемся от идеалов, выбирая право, но стараемся осмыслить идеальное общество, как критику существующего. Грех реализма – уступка безнравственности. Утопизма – попытка силой навязать формы поведения, влекущее уничтожение свободы, что ведет даже к тоталитаризму. К совершенству можно стремиться, но нужен рубеж противостояния силам, порождающим преступления. Это и пытается обеспечить право, чтобы каждый мог идти к совершенству».
Каждый доклад будет полностью опубликован в следующем выпуске журнала «Folia Petropolitana».
Фото: Евгений Мартынович